Новости и обзоры

Как устроена деловая авиация: от вареной картошки до бассейна на борту

Глава консалтинговой компании «Системы Бизнес Авиации», вице-президент Объединенной национальной ассоциации деловой авиации (ОНАДА) Михаил Титов — о том, как устроена деловая авиация в наши дни и чем можно наполнить салон личного самолета.

С того момента, как в 90-е годы в Шереметьево приземлился первый бизнес-джет, изменились и сами самолеты, и запросы их владельцев. Теперь мало кого удивляет спа-салон на борту личного лайнера, не говоря уже о душе и спальне. То, что когда-то казалось невозможным, теперь становится не просто прихотью, а острой необходимостью: часто владельцы таких транспортных средств проводят в небе больше времени, чем на земле.

«РБК Стиль» встретился с Михаилом Титовым во Внуково-3, где прошла международная выставка деловой авиации RUBAE-2018. Кажется, этому человеку, как никому другому, известно все, что касается современных джетов и тонкостей ведения авиабизнеса. Сейчас Титов — генеральный директор консалтинговой компании «Системы Бизнес Авиации», вице-президент Объединенной национальной ассоциации деловой авиации (ОНАДА), а в недалеком прошлом — глава и один из создателей самой большой российской компании бизнес-авиации «РусДжет» и один из руководителей компании «РусАэро».

История. С чего все начиналось

Бизнес-авиация, как и практически любой бизнес в России, рождалась в муках в 90-е годы. Это был очень тяжелый и сложный процесс. Однажды в Москве неожиданно приземлился первый частный самолет, и если во всем мире давно было известно, как с этим работать, то у нас никто даже не представлял, что с ним делать. Тогда нам пришлось узнать, что в бизнес-авиации существуют структуры, которые занимаются планированием полетов, обслуживанием и ремонтом самолетов, а также строительством бизнес-джетов. Конечно, о такой системе в России можно было только мечтать.

Сначала, когда бизнес-авиация у нас только появилась, пассажиры часто чудили с тем же питанием. Помню случай, когда один клиент постоянно заказывал на борт ведро с вареной картошкой и двухлитровую банку чищеной селедки. Больше ему ничего не было нужно, и все вокруг, конечно, удивлялись. Сейчас такие запросы остались в прошлом, но без них работать стало чуть менее интересно. Рынок становится более цивилизованным. Изощрения постепенно теряют актуальность, клиенты становятся прагматичными. Хотя возможности сервиса в частной авиации сегодня практически не ограничены. На рынке существует огромное количество кейтеринговых компаний, которые готовы сделать все, что пожелает пассажир. Он сам выбирает ресторан и блюда. Это важно, потому что довольно часто у людей возникают личные пожелания, и бизнес-авиация обязательно на них реагирует.

Читайте также  Частный выбор Сухого

Со временем деловая авиация начала стремительно развиваться. Количество гостевых самолетов постоянно росло вплоть до 2010-х годов. На тот момент в собственности у российских бизнесменов насчитывалось порядка 600 единиц транспорта. И сегодня у нас уже есть качественная инфраструктура, которая готова обслуживать любые частные джеты.

Экономика. Как кризис влияет на деловые перевозки

Бизнес-авиация, в некотором смысле, — зеркало экономики страны. Это не просто люкс-сегмент: в первую очередь она нужна для деловых перевозок. На все тренды, которые мы наблюдаем в экономике, частная авиация реагирует мгновенно. Во время крупных кризисов спрос, естественно, падает, снижается количество деловых перелетов и самолеты дешевеют. В России же, помимо внешних, есть и внутренние проблемы. Большинство из них связаны с санкциями. По официальной статистике, с 2014 года объем деловых перевозок сократился примерно на 30%, а в 2017-м, наконец, был отмечен небольшой рост. Ситуация в авиабизнесе в последнее время крайне нестабильная. Но трудности могут нести и позитивный характер: мы предполагаем, что в России появится больше самолетов собственного производства и одновременно вырастет количество ввезенных в нашу страну воздушных судов.

География. Где производят бизнес-джеты

Лидирующие позиции по выпуску и реализации частных самолетов занимают Канада, США, Франция и Бразилия. Но этих компаний не так много. В России свои бизнес-джеты появились недавно. Уже почти построены четыре самолета, два из которых, кстати, были представлены на выставке. Они активно эксплуатируются и нравятся клиентам. Например, один из этих самолетов использовался администрацией UEFA во время Чемпионата мира по футболу 2018. На нем налетали около 60-ти часов без единого недочета.

Среди самолетов, которые привлекли к себе особое внимание на выставке RUBAE, я бы выделил итальянское судно фирмы Piaggio. Оно не очень популярно в России, хотя имеет интересную «внешность», выглядит элегантно и аккуратно. Кроме того, здесь представлен российский самолет Sukhoi SuperJet VIP. Думаю, каждый, кто поднимется внутрь, будет приятно удивлен отделкой и оснащением салона. Я искренне рад, что мы наконец-то начали выпускать свои качественные самолеты для деловых перевозок.

Анатомия. Самолеты снаружи и внутри

Обычно самолеты отличаются по размеру, конфигурации, то есть салонному наполнению, и внутренней отделке. Деловые самолеты, как правило, имеют более простой и скромный интерьер, в котором комфортно проводить переговоры. Например, бизнес-джет Ангелы Меркель внутри выглядит достаточно неброско. Конечно, в отделке салона использовались и кожа, и дерево, но они не привлекают чрезмерного внимания. Многие политики и бизнесмены просто не хотят выделяться, поэтому избегают украшений или вензелей. А вот в салонах самолетов арабских шейхов можно встретить все, что угодно: золото, дорогие материалы и эксклюзивные ткани.

Читайте также  «Свобода летать» по-бельгийски

Процесс создания салона в гражданской авиации называется словом «комплишн». Воздушные судна с изысканными интерьерами появляются в специализированных ателье. Здесь много тонкостей: материалы, которые используются в изготовлении салона, должны быть обязательно сертифицированы в целях безопасности полета. Условно говоря, обычная мебельная фабрика не сможет выполнить такой заказ, потому что для самолета используются особые конструкции и ткани. Поэтому стоимость внутренней отделки иногда может быть сопоставима со стоимостью самого самолета с конвейера. В первую очередь все материалы должны пройти сертификацию. Важно, чтобы они были негорючими, поэтому, например, чтобы соблюсти правила пожарной безопасности, дерево или кожу особым образом обрабатывают.

В плане конфигурации салона ограничений практически нет, а те, что возникают, также связаны исключительно с мерами безопасности на борту. Сейчас никого уже не удивишь душем или спальней в большом самолете. Более того, в частном джете можно установить небольшой бассейн, сделать спа-салон или игровую комнату. Клиент может реализовать, по факту, любую фантазию, на которую у него будет достаточно средств.

Арифметика. Купить или арендовать

Многие думают, что если они летают достаточно часто, то им будет выгоднее приобрести свой бизнес-джет. Суммы состоят из очень многих параметров и не всегда просчитать их так легко, как кажется. В этом вопросе есть своя специфика: личный самолет — это ведь предмет роскоши, а его экономическую выгоду рассчитать, по сути, невозможно. Представьте, что у вас дома висит дорогая картина. Да, за ней стоит большая сумма, но вы не получите ее, пока не продадите произведение искусства. При этом я не уверен, что самолет — это часть имиджа, поскольку за шлагбаумами Внуково-3 никто его не видит и не знает, что он у вас есть. В первую очередь такой самолет все же остается средством личного комфорта владельца.

В последнее время появилось много бизнес-джетов, способных совершать трансатлантические перелеты. Современные технологии и экономичные двигатели позволяют частным самолетам преодолевать большие расстояния. Это тоже во многом влияет на цену: самолет, рассчитанный на 15–20 пассажиров и способный долететь до Нью-Йорка, будет стоить дороже, чем тот, что вмещает 3–4 человека и перевозит на короткие расстояния. Получается, что чем больше самолет — тем он дороже. Плюс возраст и конфигурация.

Читайте также  Новое приложение-агрегатор от Airbus сделает путешествия проще

Многие бизнесмены сначала покупают самолет, а потом уже понимают, что им это в убыток или что денег на транспортное средство попросту не хватает. Стоимость самих воздушных судов начинается от 4 миллионов долларов и заканчивается, наверное, сотней. Наиболее популярные модели стоят 40–50 миллионов долларов. Содержание большого самолета может достигать в год  до 3–4 миллионов долларов. Эти деньги уходят только на то, чтобы он мог летать, чтобы его допускали к эксплуатации. Достаточно высокие цифры, не правда ли?

Я сторонник того, чтобы не удручать себя лишними расходами и при необходимости брать самолет в аренду. Стоимость летного часа при аренде варьируется в зависимости от цены самолета: за наиболее дорогие и популярные — 9–10 тысяч долларов в час, за те, что поменьше, — 2–3 тысячи долларов. Тут снова включается сложная арифметика: короткие перелеты стоят дороже из-за расходов в аэропортах.

Не так давно начали появляться компании, которые совершают чартерные и регулярные перевозки на коммерческих джетах. Правда, я не очень понимаю логику такого бизнеса: если продавать билеты на частный самолет, то тогда теряется его смысл. Пассажиру может не понравиться место, салон или тот, кто сидит по соседству. Не вижу колоссальной разницы с тем, чтобы просто купить билет в бизнес-класс. Поэтому, думаю, такие сервисы — не самое перспективное направление или вложение денег. А вот если разрабатывать специальные самолеты с определенной конфигурацией, которая будет отличаться от обычных гражданских лайнеров повышенным уровнем комфорта и небольшим количеством посадочных мест, тогда ситуация может измениться.

Источник: РБК Стиль

Leave a Reply